Словарь продакшн терминов

03.12.2009
Продакшн

Представляем вашему вниманию список профессиональных терминов, которые возможно вам пригодятся во время общения с продакшн студиями, ну и вообще для тех, кому просто интересно знать больше.

В алфавитном порядке: А, Б, В, Г, Д, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ф, Х, N, P, G

А

Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.

Аналоговый сигнал — сигнал с непрерывно меняющейся амплитудой.

Б

Баланс белого — регулировка в камере; обеспечивает естественность цветов на экране телевизора.

Бетакам (Betacam) — формат записи на кассету с 12,5 мм пленкой по двум отдельным дорожкам сигнала яркости Y и мультиплексированных и сжатых цветоразностных сигналов R-Y и B-Y.

В

Видео инженер — человек, настраивающий телевизионное оборудование для какого либо теле проекта (шоу, передачи, прямого эфира и т. д.).

Видеокамера — электронный видеосъёмочный аппарат, устройство для получения оптических образов снимаемых объектов на светочувствительном элементе, приспособленное для записи или передачи в телевизионный эфир движущихся изображений оснащённая микрофоном для параллельной записи звука.

Видеосъёмка — фиксация факта, события (пейзажа, архитектуры, портрета, натюрморта) на цифровой либо аналоговый носитель с возможностью просмотра движущейся картинки и воспроизведения звукового ряда.

Видеопродакшн (production) — другими словами, производство видео. Продакшн производит все, что относиться к созданию фильмов, видеороликов, видеоклипов и подобной теле продукции. Продукция, производимая продакшн студией, имеет свойства — создавать имидж компании, информировать потребителя, создавать моду на продукт, показать товар с лучшей стороны, заставить покупателя влюбиться в ту или иную продукцию.

Внутрикадровый монтаж — в большинстве случаев исполняет оператор — это всевозможные панорамы и движение камеры, но может быть и статичный кадр, в котором будут меняться предметы; или всевозможные изменения, без остановки камеры (без склеек).

Г

Грим — (франц. grime, буквально — забавный старикан). Грим – это искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др. Характер грима в кино зависит от художественных особенностей сценария, режиссёрской задумки, концепции и стиля фильма.

Д

Диафрагма — заслонка в объективе с отверстием переменного размера. Используется для управления экспозицией (количество света, проходимого через объектив).

Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования изделий. Другими словами — (эстетическое представление, оформление какого либо объекта, предмета).

Документальное кино — в документальном кино нет игры актёров, в отличие от игрового кино. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества.

Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.

Ж

Журналист — человек, создающий информационное наполнение для СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. Журналисты, как правило, формируют общественное мнение, а также оказывают влияния на решения и действия государственной власти и осуществление коммуникации между государством и обществом (распространена метафорическая характеристика журналистики как «четвёртой власти» — в дополнение к трём официальным ветвям).

З

Звукорежиссёр или звукоинженер — (англ. sound engineer) — техническая профессия, связанная с обработкой звука. Человек, владеющий этой профессией, занимается записью, обработкой, воспроизведением звука с помощью технических средств звуковых студий. Эта профессия востребована в таких отраслях, как звукозапись, радио и телевидение, озвучивание фильмов, обслуживание концертов, обработка (реставрация) звука.

Зебра — индикатор экспозиции «зебра» — черно-белые полосы, появляющиеся на трех участках изображения, амплитуда видеосигнала от которых превышает заранее установленный уровень. Используется при ручном выборе экспозиции.

И

Идея — понятие (мысленный образ) какой-либо реальности, (мысль или представление о ней).

К

Кастинг — (от англ. Casting) — выбор среди претендентов человека, в наибольшей мере соответствующего творческому замыслу. Практикуется в кино шоу-бизнесе, для отбора моделей и т. д.

Каше — картонный экран, помещаемый перед объективом и закрывающий часть поля зрения объектива (или металлическая пластина, помещаемая непосредственно перед пленкой).

Кинопавильон — объект (здание, помещение) предназначенное для видео- киносъёмок.

Кино-телеоператор — человек, снимающий на кино-телекамеру, владеющий творческими и техническими навыками для съёмки какого либо события (фильма, репортажа, клипа, рекламного ролика, телепередач).

Комбинированная съемка:

  • Рирпроекция. Снятый заранее фон проецируется на экран, перед которым играют актеры. Наиболее частое применение — в сценах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль — макет, построенный на съемочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экран.
  • Двойная экспозиция. Необходимые элементы доснимаются на пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну и ту же пленку снимают три раза и более. Такая технология применялась в первых трёх фильмах из серии «Звёздные войны» для съёмки массовки (не хватало статистов).
  • Хромакей. Например, если необходимо показать телеведущего на фоне карты прогноза погоды, то сначала ведущего, рассказывающего о погоде, снимают отдельно на фоне одноцветной декорации (обычно синей или зелёной— важно только чтобы этот цвет не совпадал с цветом одежды, лица и волос ведущего). Затем специальный аппарат для компьютерного монтажа «вырезает» из изображения этот однотонный цвет и вместо него «накладывает» погодную карту территории, о которой рассказывает ведущий. При наличии достаточного мощного аппарата компьютерного монтажа этот процесс наложения может происходить прямо в реальном времени в прямом эфире.
  • Контроль движения (Моушен контрол). Технология применяется, когда необходимо снять несколько макетов, движущихся по одной траектории. Специальная система автоматических приводов позволяет оператору управлять камерой дистанционно и программировать ее движения. Потом в кадр помещается другой макет, и камера делает новый проход, в точности повторяющий предыдущий. Полученные изображения совмещаются. В современных фильмах контроль движения в сочетании с использованием хромакея позволяет накладывать нарисованные на компьютере фоны на сцены с движущейся камерой.

Копирайтинг — процесс написания оригинальных текстов, продвигающих бизнес, человека, мнение или идею. Эти тексты могут быть использованы как в напечатанном, так и аудио- и видео-формате. Основной целью копирайтинга является убеждение, слушателя, зрителя или читателя совершить нужное действие, например, купить продукт или подписаться под какой-либо точкой зрения. Верно и противоположное — текст может быть призван в чем-либо переубедить человека или утвердить понимание человека.

Креативность — (от англ. creative — творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Л

Линейный монтаж — линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (видеомагнитофонов, камер) поступает через видео пульт на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа.

Литературный сценарий — литературное произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, в этом случае автор романа бывает и автором сценария.

М

Макросъёмка — (от др. греч. makros — большой, крупный) — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:5—20:1 (то есть 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см объекта), однако чётких границ нет.

Матрица – ПЗС(CCD) группа фоточувствительных приборов с зарядовой связью. Превращает свет в электронные импульсы, группируемые для создания ТВ-изображения.
Межкадровый монтаж — более популярный. В этом случае кадры режутся и вставляются в определённой последовательности нужной режиссёру, для создания мысли, ритма, настроения.

Монтаж Видео материала — монтаж видео- или аудиоматериала (в кинематографе, на телевидении, на радио, на звукозаписывающих студиях) — процесс переработки или отбор изначального материала, в результате чего получается продукт рекламного, научного либо развлекательного характера.

Н

Нелинейный монтаж — на компьютере видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность. В случае киноплёнки процесс нелинейного монтажа происходит вручную: монтажёр с применением монтажного стола под руководством кинорежиссёра режет плёнку в нужных местах, а затем склеивает фрагменты в выбранной режиссёром последовательности.

О

Объектив — оптическое устройство, проецирующее изображение на плоскость. Обычный объектив состоит из набора линз, рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы.

П

Перспектива — кажущееся уменьшение объектов по мере их удаления в пространстве.

Пиксель — отдельный элемент электронного изображения.

Постпродакшн — (англ. Postproduction) — период обработки кино- видеоматериала после съемок эпизодов фильма, подготовка и изготовление компьютерной графики, редакция, монтаж, озвучивание и обработка материала фильма.

  • Процессинг (химическая обработка, проявление) отснятого киноматериала синхронный перевод изображения в цифровые файлы загрузка фильма в цифровом формате в компьютеры для последующей цветовой обработки и монтажа фильма.
  • Композитинг (совмещение) отснятого материала в соответствии с указаниями режиссёра, в том числе совмещение киноматериала с компьютерными статичными или движущимися объектами.
  • Озвучка синхронное озвучивание готового киноматериала — добавление фоновых голосов и шумов.
  • Цветовая коррекция, работа над уравнением цветов изображения в целом.
  • Ротоскопирование — это анимационная техника, при которой мультфильм создаётся обрисовкой натурного фильма, с реальными актёрами и декорациями, кадр за кадром. Первоначально заранее снятый фильм проецировался на кальку и вручную обрисовывался художником. Сейчас это делают на компьютере.
  • Трёхмерная графика оперирует с объектами в трёхмерном пространстве. Обычно результаты представляют собой плоскую картинку, проекцию. Трёхмерная компьютерная графика широко используется в кино, компьютерных играх. В трёхмерной компьютерной графике все объекты обычно представляются как набор поверхностей или частиц. Минимальную поверхность называют полигоном. В качестве полигона обычно выбирают треугольники.
  • Двумерная компьютерная графика — классифицируется по типу представления графической информации, и следующими из него алгоритмами обработки изображений. Обычно, компьютерную графику разделяют на векторную и растровую. Обособляют ещё и фрактальный тип представления изображений.

Продакшн полного цикла — в production полного цикла входит: создание идеи, написание литературного сценария, написание режиссерского сценария (раскадровки), кастинг-менеджмент (кастинг актеров), работа и договоренности с актерским составом, локейшин — менеджмент (подборка локации), услуги стилиста и визажиста (профессиональный грим). Техническая подготовка съемочного процесса: подбор камер, освещения и др. оборудование. Произведение съемок, как на Украине так и за рубежом. Продакшн полного цикла – процесс от создания идеи до окончания съемочного процесса, включая пост продакшн.

Прямой эфир — трансляция события в реальном времени.

ПТС (передвижная телевизионная станция) — в ПТС входит: 3-8 камер, машина, оборудованная видео пультом, мониторами под каждую камеру, звуковым пультом и спутниковой тарелкой. ПТС предназначена для съёмки концертов, корпоративных мероприятий, шоу, прямого эфира, спутникового вещания.

Р

Разрешение в видео технике — По аналогии с разрешением компьютерных мониторов, любой видеосигнал также имеет разрешение (англ. resolution), горизонтальное и вертикальное, измеряемое в пикселях. Обычное аналоговое телевизионное разрешение составляет 720×576 пикселей для стандартов PAL и SÉCAM, при частоте кадров 50 Герц (одно поле, 2×25); и 720×480 пикселей для NTSC, при частоте 60 Герц (одно поле, 2×29,97). В выражении 720*480 первым числом обозначается количество точек в горизонтальной линии (горизонтальное разрешение), а вторым числом количество самих линий (вертикальное разрешение). Новый стандарт высокоотчётливого (англ. high-definition) цифрового телевидения HDTV предполагает разрешения до 1920×1080 при частоте мелькания 60 Герц с прогрессивной развёрткой. То есть 1920 пикселей на линию, 1080 линий.

Ракурс съемки — положение камеры по отношению к главному объекту в кадре.

Режиссёр — человек управляющий процессом (от лат. rego — управляю) — главная задача режиссера — это поставить данный ему сценарий, будь то сценарий кинофильма, эстрадно-концертной программы, телевизионных и радиопрограмм, циркового представления, оперы.

Режиссёрский сценарий — это литературный сценарий переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Поскольку невозможно держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма вещи, создается этот документ. Основные разделы режиссёрского сценария: объект, герои, описание кадра, диалог, хронометраж, раскадровка, реквизиты, примечания.

Рекламная компания — организованный комплекс мероприятий проводимых в определенный период времени,(семинары, реклама на телевидении, интернете, участие в телешоу, радио ролики, акции, бигборды и т. д.) по достижению поставленной цели.

Рекламный слоган — лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения.

С

Стедикам — (англ. Steadicam) — cистема стабилизации камеры во время съёмки (подвесныой штатив).Система Steadicam изобретена кинооператором Гарретом Брауном (англ. Garrett Brown, en).Первый фильм, снятый с применением системы Steadicam, был снят в 1976 году, это был фильм «Bound for Glory». Позднее технология развивалась, и система стала применяться всё чаще и чаще.

Стерео — система воспроизведения звука, создающая эффект объемности звучания. Обычно – двухканальная.

Съёмка на натуре — съёмочный процесс, происходящий под открытым небом — на природе, в городе, в воздухе и т.д.

Т

Трансфокатор — объектив имеющий возможность изменять фокусное расстояние за счет изменения взаимного расположения его деталей.

Ф

Формат — способ записи изображения (например, DVCPRO, S-VHS, MiniDV ,Betacam и т.д.).

Формат кадра — пропорция между шириной и высотой изображения.

Фотограф — профессиональный фотограф — человек, чей основной доход составляют заработки от фотосъемок. Работа фотографа в узком смысле представляет собой непосредственно фотосъемку. В широком смысле фотограф — человек, в чьи задачи входит подготовка к проведению съемок (выбор темы, переговоры, получение разрешений и согласований, подбор моделей, реквизита, оборудования, выбор места и т. п.).

Фото- студия — объект (здание, помещение) предназначенное для фотосъёмок.

Х

Хроника — (от греч. Χρόνος — время). Запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; «Хроники» Р. Холиншеда).

N

NTSC — американский стандарт цветного телевидения.

P

PAL — европейская доработка американского стандарта цветного телевидения NTSC.

G

Gaffer — главный осветитель на съемочной площадке.

Creador - all right reserved

Копирование любых опубликованных на сайте материалов, без письменного разрешения продакшн студии Креадор запрещено!